25 Окт 2017

М. Горький. Вехи биографии и творчества. Статья Ирины Шухаевой

М. Горький. Вехи биографии и творчества. Статья Ирины Шухаевой

Здравствуйте, уважаемые!

Тема наших новых бесед – творчество Максима Горького и то, как сегодня он современен, актуален, интересен, лаконичен, афористичен, психологичен, политичен. По произведениям Горького, особенно, например, по «Фоме Гордееву» и «Делу Артамоновых», можно смело изучать современный топ-менеджмент – настолько это интересно и актуально,  настолько  созвучно нашему менталитету, характеру, способностям, особенностям вести дела, продвигаться по жизни. 


Почему Горький? Почему лично мне это так интересно? Еще когда я училась в Литературном институте, один из преподавателей по современной литературе сказал, что требования к нам, как к будущим писателям, очень высокие от того, что, по мнению западных аналитиков и по их прогнозам, двадцать первый век будет веком Достоевского. Дело было в 1993 году, помните, что творилось в стране? И мысль о том, что скоро все дружно начнут читать Достоевского, скорее веселила, чем воспринималась всерьез. Однако наступил двадцать первый век. Мы видим, какое количество экранизаций и театральных постановок было исполнено, как возродился интерес к творчеству Федора Михайловича. Несмотря на то, что у многих есть собрания сочинений Достоевского, которые достали во время дефицита наши бабушки, дедушки или родители, книготорговые организации отмечают, что продажи Достоевского выросли. А дальше нам было сказано, что это еще цветочки, потому что тем, кто пойдет после вас заниматься литературным трудом, будет еще труднее, ибо двадцать второй век будет веком Горького.
 Но будем надеяться, что мы переживем все наши предполагаемые апокалипсисы. Так вот именно к двадцать второму веку человечество вплотную подойдет к тому, чтобы осмыслить, насколько велик был гений Горького. Не буду останавливаться на сложных трактовках, что такое талантливый писатель, способный человек, что такое гений.
Для меня Горький – гений однозначно. Есть моя личная формулировка, что гений – личный бренд Бога и вход туда закрыт. Как гений рождается, как развивается, как реализует все, что ему было дано; как уходит из нашей жизни, что оставляет после себя –  все действительно в ведении высших духовных ипостасей, и только они могут это понять.
С творчеством такого гения я хочу вас познакомить немного ближе, останавливаясь именно на его произведениях. Я буду много цитировать,  буду стараться привлечь ваше внимание к творчеству этого великого русского и, конечно, никакого не пролетарского писателя. Можно оговориться – великого русского периода советской литературы, как сейчас стали говорить, когда, наконец, расстались с такими понятиями, как «бывшее советское кино» или «бывшая советская литература».
Ничего «бывшего» нет – есть все настоящее. Есть великие произведения, которые великие умы для нас создали, и ознакомиться с ними, или вспомнить, или перечитать –замечательное, полезное развивающее занятие. Забегая немного вперед скажу, что Горький был великим самоучкой. Из официального образования у него есть только ремесленное училище и, тем не менее, вряд ли сегодня в мире найдется человек, который попробует Горького назвать необразованным.
Человек, который фантастически много читал, писал, вел переписку и оставил нам огромное литературное наследие, которое, повторяю, сегодня очень актуально, интересно, современно. Цитаты Горького могут украсить вашу жизнь и помочь вам в любой практике построения возражений, каких-то убеждений, да и просто вы найдете много созвучного своим личным переживанием, поскольку его жизнь, не только творчество, а вехи биографии чрезвычайно богаты и чрезвычайно необычны.
Итак, Максим Горький «Современное прочтение». Сегодня мы поговорим об основных вехах биографии и творчества Горького. Принято подразделять периоды его творчества на несколько этапов. Настоящее имя Горького Алексей Максимович Пешков. «От слова «пешком», а не от слова «пешка», – как он сам иногда говорил.
Более поздний Горький нам знаком уже в шляпе, в определенном антураже, вслед за ним через некоторое время появилось такое понятие, как «горьковский стиль»: стали носить свободные рубахи, большие шляпы, но, тем не менее, Горький остался Горьким неподражаемым.
Русский писатель, публицист, выдающийся литературный деятель, благодаря которому стартовал в свое время проект «Библиотека всемирной литературы», который не дал умереть от голода замечательной плеяде русских литературоведов, переводчиков, поэтов, писателей. К сожалению, Горькому достался сложный период, когда страна переживала революционный хаос и становление нового режима. И «те, кто не был никем», им надо было как-то жить. Усилия Горького по спасению русской культуры, русской интеллигенции переоценить трудно. Приведу пример: если бы не Горький, то Александр Грин умер бы от голода раньше, чем написал «Алые паруса» и Урбагана у нас бы тоже не было.
 Алексей Максимович Пешков родился в 1868 году в городе Нижний Новгород. Умер в 1936 году в Москве, собственно говоря – в Горках под Москвой. Похоронен возле Кремлевской стены и по сей день.
Принято разделять следующие этапы биографии Горького, деление несколько условное, но нашу беседу мы построим именно по этим периодам. Итак, мы поговорим о раннем Горьком в период с 1892-го по 1905‑й год и о периоде между двух революций – 1905‑й – 1917‑й.
 Горькому досталось три политических режима: царский, большевистский,  ленинский и сталинский (за неимением другой формулировки). Но ни один из этих режимов не смог отформатировать эту великую личность, ибо гений не форматируется – он живет своей жизнью, по своим нравственным правилам, требованиям, принципам и судить его как обыкновенного человека мы вряд ли имеем право, слишком велик дар, велик талант, слишком велика ответственность.
Далее выделяют период лет эмиграции с 1917‑й по 1928‑й. Вернувшись в Советский Союз после триумфального празднования шестидесятилетия, он осторожно вступил в переговоры со сталинским режимом. Было много версий по поводу обстоятельств смерти в 1936 году, однако факты насильственной смерти не доказаны. Постараюсь успеть об этом тоже поговорить, это интересно.
Приведу высказывание Горького, которое очень его характеризует. «Лет с шестнадцати и по сей день я живу приемником чужих тайн и мыслей, словно бы некий перст незримый начертал на лбу моем: «здесь свалка мусора». Ох, сколько я знаю и как это трудно забыть». Это из письма Максима Горького Леониду Андрееву – человеку, наверное, единственному, которого Горький долго считал своим другом. На самом деле Горький был действительно малообщительный, а в общении сложный. Несмотря на такую ироничность, потрясает, что он был потрясающим рассказчиком. Сам он с детства говорил, что любит уединение, любит умственную работу. Физического труда, особенно труда крестьянского, Горький терпеть не мог. Мы об этом дальше поговорим.
Так же хочу отметить цитату, которая с первых произведений это показывает (уж кто там нашел в нем что-то пролетарское, революционное, социалистическое). Хорошо искали, но это уже не интересно, это уже прошлое.
Вы все знаете высказывания Горького: «Человек – это звучит гордо», «Безумству храбрых поем мы песню», «В жизни всегда есть место подвигу», «Рожденный ползать, летать не может». На этом произведении мы обязательно остановимся, потому что когда официальное трактование Горького закончилось и началось интересное, вокруг этого произведения шли серьезные споры, и оказалось, что, несмотря на небольшой формат, оно очень интересно.
Я напомню вам еще несколько афоризмов Горького, чтобы дать представление о формате личности, о том насколько он был разный и насколько интересно он говорил о жизни во всех его проявлениях.
Я готовилась к программе по академическому собранию сочинений в 26 томах. Цитаты все выписала, поэтому читать буду по бумажке, иначе мне пришлось бы разложить здесь практически все тома и вам наблюдать за тем, как я выискиваю цитату. Но уж поверьте то, что я буду читать – это действительно Горький. А если не поверите, усомнитесь и посмотрите сами, получите массу удовольствия и будете выглядеть очень умным собеседником, пользуясь афоризмами и мыслями Горького, которые актуальны и по сей день.
 «В карете прошлого далеко не уедешь». Как здесь не вспомнить эту цитату, мы живем в стране с непредсказуемым историческим прошлым. Но нужно, конечно, в прошлом разбираться и свою жизнь тоже надо успеть прожить. А вот дальше замечательно: «Не пишите на чистых страницах вашего сердца чужими словами». Уж если хотите писать чужими, то пишите словами Горького, будете выглядеть очень-очень привлекательно.
 «Учитесь у всех, не подражайте никому». Перефразируем – «не сотвори себе кумира». Но как хорошо сказано: учитесь – да, но не подражайте. «Смех – превосходный возбудитель энергии». Сколько трактатов о силе смеха известно с древних времен? И Горький здесь в теме. Не зря мы говорим, что он был чрезвычайно образованным человеком.
 «Высота культуры определяется отношением к женщине» — это лично мне симпатично. «Для свободных – все высоты достигаемы». Красота какая! Размах какой у личности. Даже по этому небольшому количеству цитат можно сделать определенный вывод.
Теперь мы быстренько, по возможности, пробежимся по знаковым произведениям этих периодов. Я сейчас успею только обратить ваше внимание на то, когда именно это было написано –  не тогда, когда из Горького делали пролетарского советского писателя.
«Фома Гордеев» относится к раннему творчеству Горького. Ранний Горький загоняется в эти рамки: 1892‑й год и 1905‑й, но, строго говоря, от «Макара Чудры» и до пьесы «На дне». Считается что «На дне», так высоко оцененное сразу в мире –  вершина раннего Горького. Масса интересных мыслей к нам пришла оттуда.
 «Макар Чудра», «Челкаш», «Старуха Изергиль», «Бывшие люди», «Супруги Орловы», «Мальва», «Коновалов». «Очерки и рассказы» – двухтомник, вышедший в Петербурге, моментально переведенный на многие языки мира, что сделало Горького уже всемирно известным. И где-то к началу девятисотых годов его слава была сопоставима с Чеховым и с Толстым, а он только начинал, будучи самоучкой из народа. То есть уже он был необычен, уже он был неординарен. «Песня о Соколе», «Двадцать шесть и одна», «Фома Гордеев» – это все ранний Горький, когда я буду говорить об этих произведениях, мы еще раз обратим на это внимание.
Дальше «Трое», «Песня о Буревестнике», «Мещане», наконец-то, «На дне». Очень интересное произведение «Человек», где Горький показывает себя таким глубоким психологом, что, я думаю, многие представители разных школ психологии сегодня подпишутся под многими его высказываниями. Затем пьесы «Дачники», «Дети солнца» и «Варвары». И на этом ранний Горький заканчивается.
Хочу привести вам его высказывание о том, что он говорил об этом периоде сам. «Начал писать, потому что знал так много, что не писать буквально не мог. И бедность в жизни, ее серость и тусклость призывала меня писать такие романтические, необычные произведения, как «Песня уже и соколе», пересказывать легенды о «Горящем сердце».
Другая сторона, реалистичная, подталкивала к тому, чтобы написать «Супруги Орловы», «Коновалов». Такие наброски к тому, что потом вырастет в «Фому Гордеева» —  первую повесть, которую очень высоко оценил Джек Лондон. Джек Лондон точно разбирался и в литературе, и в степени народности писателей. Именно он сказал, что Горький настолько «выразитель» всего русского, что уже диву даешься, а он только начал. «Фома Гордеев» – его первое крупное произведение.
Дальше Горький – это период между двух революций, естественно, что он это отражал в своем творчестве. Мы говорим о революциях 1905-го – 1917-го годов. Это «Мать», «Мать» написанная в 1906, отредактированная в 1907 – то самое интересное произведение, по которому многие закончили свое знакомство с Горьким, а зря. Дальше идет «Жизнь ненужного человека» и «Исповедь». Кстати, после «Матери» в литературном мире появились некие намеки на приговор Горькому как писателю, потому что он пошел в политику.
Как раз в 1905 году он вступает в большевистскую партию, знакомится с Лениным. Имея высокий авторитет, занимается революционной деятельностью, революционной пропагандой. Однако попытки его арестовать и вывести из академии по разряду изящной словесности приводит к бунту у Короленко, Чехова и практически всех довольно таки авторитетных кругов в мире. И Николаю II приходится Горького отпускать. То есть с этим бунтарем, в общем-то, не могло справиться ни одно правительство, он все равно жил и делал все так, как считал нужным.
Но после «Жизни ненужного человека» (1908)  и «Исповеди» (1908) отношение к Горькому поменялось. На произведениях 1909 года «Городок Окуров» и «Жизнь Матвея Кожемякина» мы остановимся подробно. В наш быт, в наше описание русской психологии, социологии, образа жизни и прочно вошли такие понятия как «обломовщина» и «маниловщина», а Горький добавил свою «окуровщину». И об этом мы поговорим.
Все его детские переживания транспортировались со временем в произведения «Детство», «В людях» и «Мои университеты» – известную его трилогию. Находясь в Италии, Горький напишет «Сказки об Италии», знаменитые очерки, сборник цикла рассказов «По Руси». Отдельно пьеса «Враги» достойна будет нашего внимания. «Васса Железнова» наиболее известна практически благодаря гениальным экранизациям, и завершает этот период произведение «Старик».
Мы подобрались к периоду эмиграции Горького. Горький действительно уезжает в Италию. Период этот принято считать с 1917-го по 1928‑й годы. Да, наездами он бывал в Советском Союзе, но работал он в основном в Италии, причем много путешествовал. Когда в 1909 году Италию потрясло землетрясение, Горький собирал средства для пострадавших и принимал активное участие в помощи, в жизни страны. Горького очень любят итальянцы и до сих пор гордятся тем, что этот великий русский, а иногда говорят просто о гении всемирного масштаба, жил и работал так долго у них в стране, и Италию очень любил.
В этот период он пишет цикл статей «Несвоевременные мысли», который долго замалчивался официальным литературоведением и заслужил пристальное внимание только недавно. Цикл его работ «О русском крестьянстве», написанный в 1922 году, лишь в 2007 году был, так сказать, вытащен из немецких архивов на свет божий и стал нам доступен. Отношение Горького к крестьянству было более чем негативным, прямо скажем, но правдивым. Он сформировал свое мнение на основе того, что видел и по тем высказываниям, которые я вам буду приводить, несколько понятно, почему так было.
 «Мои университеты» завершают трилогию Горького о себе. Безусловно, это рассказы «Заметки из дневника», крупное произведение «Дело Артамоновых». И Горький начинает работать над эпохальным произведением в своей жизни — «Жизнь Клима Самгина».
Далее мы подходим к моменту, когда Горький возвращается в Советский Союз. Это 1928 год, его шестидесятилетие; чествование, которое устроило ему правительство, да и народ, Горького не обмануло по поводу того, насколько он действительно популярен. Он и так это знал, и связи с народом он никогда не терял, и народ, который он знал и, обойдя полстраны пешком, действительно был ему дорог.
Горький вернулся и, можно так сказать, сотрудничал с режимом. Но прежде всего в это время он погружается в работу над произведением «Жизнь Клима Самгина». Более 800 персонажей, сложно построенное, сложное написанное – это уже совсем другой, зрелый и сложный, интересный Горький. Он охватывает сорокалетний период истории России, тот самый, который еще охватывать и охватывать, разбираться и разбираться.
Кроме этого, он пишет «Сомов и другие», «Егор Булычов и другие». Мне лично наиболее симпатичные произведение из тех, которые он написал, так сказать, в финале своей жизни. Затем «Достигаев и другие» и до 1935 года он продолжает работать над «Жизнью Клима Самгина».
Видите, буквально в трех словах, даже не остановившись на особенностях произведений, «галопом» по Горькому мы немного пробежались, чтобы понять, о чем дальше мы будем говорить. Мы будем говорить именно по периодам, то есть дальше нас ждет ранний Горький.
По поводу смерти: уже вряд ли я успею к этому вопросу вернуться. Приведу одну из версий, когда говорят: «Да, Сталин прикрылся Горьким, потому что это была фигура уже огромного масштаба, это был авторитет международный». Авторитет не только писательский, но и политический, авторитет литературного деятеля –  проекты Горького живут до сих пор. До сих пор наш литературный институт, созданный им, является единственным в мире и наиболее интересным.
Да, были поступки, которые могли быть оценены как сочувствие и поддержка режима. Но при этом, как я уже говорила, Горький гений – гении не форматируются. Он все равно оставался наедине со своими размышлениями, с бесконечным чтением, с бесконечным написанием, с бесконечным общением.
Вот одна из версий о причине смерти. Известно, что система слежения, достигнутая при Сталине, сейчас может быть эталоном во всех информационных войнах, настолько он был информирован о том, кто что делал и кто чем дышал. Особенно из тех людей, которые его интересовали, а Горький Сталина интересовал, безусловно. Если найдете возможность, почитайте их переписку –  это действительно два более чем умных и незаурядных человека.
Так вот то, что прочитал Сталин буквально накануне смерти Горького. «Досужий механик подсчитал, что ежели обыкновенную мерзкую блоху увеличить в сотни раз, то получается самый страшный зверь на земле, с которым уже никто не в силах был бы совладать. При современной великой технике гигантскую блоху можно видеть в кинематографе. Но чудовищные гримасы истории создают иногда и в реальном мире подобные преувеличения… Сталин является такой блохой, которую большевистская пропаганда и гипноз страха увеличили до невероятных размеров».
На следующий день на дачу в Горке, где лечился от очередного осложнения Максим Горький, приехал Ягода, а с ним женщина в черном. И 19 июня в советских газетах появился некролог, что великого пролетарского писателя Максима Горького не стало. Летом 1936 года перестало биться сердце этого великого человека, оставившего нам замечательное наследие, с котором дальше мы будем с вами знакомиться.
На сегодня все, до свидания.