19 Май 2012

Из положения, так сказать «установка к действию».
Тема конкурса “ГЕРОЙ В МОМЕНТ ПРИНЯТИЯ ВАЖНЕЙШЕГО РЕШЕНИЯ. ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ. ПЕРЕЛОМ В ЖИЗНИ”.
Согласитесь – конкретная формулировка, а значит, непременно возникает некое ожидание. Прежде всего – сюжетности и образности в представленных работах. Ведь показать «перелом» не созданного, не ожившего образа практически невозможно.
Сложная тема, поскольку объективность любого «перелома» не однозначна. Как в жизни, так и в созданных авторами образах. Конфликт системы ценностей внутренней и внешней, привычной и новой – все это абсолютно субъективно, но, тем не менее, должно быть интересно и очевидно.
Наиболее простой с точки зрения соответствия теме путь – это поместить героя в экстремальные обстоятельства. Тогда ему некуда деваться – он должен принимать решение, выполнять действия, и читатель видит результат, не покидая места событий.
К самым ярким экстремальным ситуациям я бы отнесла: «Сектантская история» (Сектант), «Сухие камыши» (Владимир Борисов), «Псалом» (Шуляк Станислав), «У реверса бронепоезда» (Эрнест Стефанович), «Бригида» (Карельштейн Дора), «Любочка» (Галина Пермская). В этих работах выделяется и экстремальность ситуации, ясен образ героя, его решения и результаты. Интересные произведения.
Другой путь – это завести разговор о болезнях. Врожденных или приобретенных в течение жизни или вследствие катастрофы, травмы и т.д. Суицидальные мотивы я отношу к этой же группе произведений. На меня произвели впечатление: «Амитриптилин» (Лазарь), «Дед» (Регина), «Инна, ты не права» (Татьяна Минасян), «Новый юродивый» (Иван Мазилин), «Судьба» (Юлия Чиж). Мои симпатии вызваны так или иначе проявленным мастерством авторов, поскольку многие произведения из этой группы были прозрачны и очевидны с самого начала. И как не грустно мне это признавать – оставляли равнодушной, хотя, казалось бы…
Далее я выделила для себя группу сомнений, воспоминаний о прошлом. Решения скорее когда-то непринятые, или те, которые и принимать не стоит. Чаще – это тема нереализованных отношений, отзвуки которых, конечно, могут и поломать жизнь. Здесь же находятся «приближения» к главному – к перемене внутри себя. Иногда, чтобы оценить то, что у тебя есть, надо попробовать это потерять… Пусть внешне никаких событий не происходит, но где-то там… Мне понравились: «Луна в квадрате Плутона» (Татьяна Пуховикова), «Отправная точка или 4 дня» (Лучинкина Светлана), «Шрам» (Валерий Белолис), «Совет-сельсовет» (Виктор Корсуков), «Остановись, мгновение» (Мари Веглинская).
Теперь начинается. И здесь махровым цветом расцветает моя субъективность. Мне лично и близко, и волнующе – когда нет чрезвычайных обстоятельств, нет сильного воздействия социальной и прочей окружающей среды, когда какие-то незримые, малопонятные кнопочки приходят в движение и человек совершает новый шаг к своему развитию. К счастью, если говорить максимально откровенно… «Хочешь быть счастливым…» Вот здесь начинают сплетаться мир реальный и какой-то другой. Чувствуется рядом проводник – когда светлый, а когда – увы… Да, здесь бывают вещие сны и феноменальные ощущения, видения, озарения внутренним светом или провал во что-то темное, неведомое ранее. Привычные ситуации, привычные связи становятся другими, будто новыми. У всего другая прочность, другая ценность. Но выбор, решение, все ж остается за человеком. Описать подобное – высший пилотаж. Пробовать писать об этом – достойно похвал и уважения. Поэтому для меня были поводом для размышления следующие работы: «Адская машина» (Алиса Love), «Там, где она обитает» (Лара Галь), «У‑У-У-у-у‑у» (Ира Егорова), «Последний момент» (Габриэлла).
В целом хочется отметить, что читать было интересно. Произведения очень разные, многие из них нуждаются в доработке, но ведь и тема задана неисчерпаемая. Так и будем расти от конкурса к конкурсу. Но это уже другая история.
От себя лично – спасибо Солу Кейсеру за идею и организацию, авторам – за участие, за смелые попытки раскрытия трудной темы. Есть о чем задуматься, и есть из чего выбирать лучших!