29 Апр 2012

10 программ по 45 минут

«Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат» (А. С. Пушкин. О прозе.)


1. Общее

Каков он, сегодняшний день? Разве мы сможем прийти к однозначному определению? Конечно, нет. Мы все разные, и дни у нас разные. Разные ощущения, проблемы, мысли чувства. Поэтому точно можно сказать, что современная литература – тоже разная. Да так и должно быть, иначе мы все читали бы одну книгу… Как бы это было скучно, верно?

Отражения. Правдивые, похожие, искаженные до ужаса или до смеха. Отражения чрезвычайно подробные, детальные или едва-едва уловимые, размытые. Все они разные и объединяет их только одно – наличие того, что они отражают. Так что с этой точки зрения с современной литературой явно все в порядке.

Немного поразмыслю о литературе художественной, той самой, которая строится на основе вымысла. И именно в произведении герои должны жить. И мы можем предъявлять свои претензии автору произведения только по тому миру, который он в своем произведении создал, или попытался создать. Все претензии «в жизни все не так» лишены смыла, поскольку художественная литература – это не факты.

Напомню, что под художественностью следует понимать образность и эмоциональность устной речи, усиленные обращением к образности и выразительности средств искусства. Видите, в самом определении кроется основа для вечных дискуссий: что допустимо переносить в литературу, а что не очень.

Цель художественности состоит в максимальном усилении нравственного, идейного, эстетического воздействия на личность.

Напомню также, что строительным материалом литературы является слово. Та самая привычная с детства система понятий, которая знакома, узнаваема и которая позволяет нам не только воспринимать значение слов буквально, но и уметь читать между строк, улавливая надфразовый смысл.

Художественная литература работает с художественным текстом. Художественный текст – есть совокупность образов, система художественных высказываний, сложившаяся в художественное сообщение.

По-прежнему важно для нас то, что литература является вербальным видом искусства, как бы ни мечтали авторы, чтобы их произведения сразу оказывались в голове читателя – фигушки! Сперва надо автору написать, а потом читателю прочитать. Ведь литература является неисполнительским видом искусства. Нет посредника. Читатель сам исполняет во время чтения произведение автора. И в этом смысле чтение, безусловно, весьма творческое занятие. Конечно, здорово, когда читатель подготовлен к восприятию.


2. Современная литература и классическая.

Что же такое классика? Классика – это произведение, которое достойно сохранения и изучения и обладает высокими художественными достоинствами. Именно классическим произведениям присущи целостность, единство, мера и внутренняя сдержанность. «Благородная простота и спокойное величие».

Это произведения, которые, как правило, не имеют ярко выраженных национальных отличий, их отличает всеобщая человеческая ценность.

Можно ли сказать, что классика уходит в прошлое? Вряд ли. Потому что художественная литература – она, прежде всего, о людях. Которые рождались, страдали, любили, выбирали, ошибались, снова выбирали, радовались, испытывали разочарование. Люди оказывались в драматических ситуациях, путешествовали, искали приключений, за что-то (или против чего-то) боролись. Разве можно сказать, что все это нам, современным, чуждо? Вряд ли.

Пишутся ли сегодня произведения, которые позже станут считать классическими? Конечно, пишутся. Просто нам, находящимся в гуще всех происходящих событий, являющимися их соучастниками или свидетелями весьма трудно оценить, так ли все это отражено.

Но, пока идет этот сложный процесс отбора, мы вовсе не лишены хороших произведений, для нас человечество накопило их предостаточно. И этот колоссальный опыт прошлого, конечно же, достоин нашего внимания.

Ведь как сказал великий Тютчев «какую ценность, какое значение имела бы суета окружающего нас настоящего, если бы прошлое не отбрасывало на нас свои великие тени».

Каковы же основные тенденции в литературе, получившие свои развитие в классике и продолжающие развиваться сегодня?

Остановлюсь на основных.

1. Уникальность исторического пути развития России. Как волновало это предшествующих нам авторов, так продолжает волновать и сегодня. Напомню вам очень грустные слова господина Чаадаева: «Мы народ исключительный, мы принадлежим к числу тех наций, которые как бы не входят в состав человечества, а существуют лишь для того, чтобы дать миру какой-нибудь важный урок».

2. Уникальный беспощадный самокритический пафос. Это свойство именно русской литературы. Скажите, что только классической? Вот уж вряд ли!

3. Уникальное всеобщее всепонимание. Свойственно в целом русскому народу и литературе тоже. Еще Белинский указывал, что «многосторонность понимания чужих национальностей суть как слабая, так и сильная стороны русского народа». А ведь ему ничего не приходилось слышать про то «как оккупировали Москву», и про СССР с его историей создания и развала он ничего не знал… Так что это свойство, выражающееся часто в том, что приятнее помочь чужому, чем своему тоже досталось нам в наследство. Россия исторически формировалась как многонациональное государство, и все эти проблемы отражаются в нашем сегодняшнем дне.

4. Уникальная всечеловечность. Можно ли это сочинить? Вот как объяснял этот феномен Достоевский: «Всечеловечность – это как раз глубоко народное, уходящее в самые недра народного мироощущения свойство, свойство именно органическое и русская литература не сочиняла, а осознавала это свойство»

По-моему, весьма богатое наследство. И все эти тенденции продолжают прослеживаться в произведениях современных авторов.


3. Образ автора в современной литературе

Раз произведения пишутся, значит и авторы на месте. И всегда при прочтении будут искать черты личности автора или отражение каких-то автобиографических событий. Однако следует помнить, что история литературы – это, прежде всего, история произведений, а не история биографий авторов. Поэтому их жизнь, их убеждения могут помочь богаче воспринять созданный ими художественный мир, но вряд ли могут быть единственной основой.

Да и много ли авторов оценивали свое творчество так, как оцениваем мы сегодня. Часто ли совпадают представления авторов об их произведениях с тем, что мы читаем и любим? Далеко не всегда.

Напомню вам, к примеру, что господин Петрарка был глубоко убежден в том, что обеспечил себе бессмертие тем, что писал научные трактаты об Африке на латинском языке (никто из современников его этим не занимался)… А стихи – ну, принято было писать в то время (и Слава Богу! А то так бы и не узнали мы божественной лирики Петрарки).

Не менее известный господин Мольер корпел всю жизнь над историческими трагедиями (много ли вам его трагедий знакомо?). А когда совсем становилось нечего кушать, он нехотя отрывался и быстренько писал очередную комедию. Труппа комедию играла, королевский двор покатывался со смеху, а господин Мольер упрямо возвращался к делу своей жизни – к тем самым трагедиям.

Поэтому поосторожнее следует увлекаться именно биографическими данными.

А вот что всегда будет представлять интерес для читателей и исследователей, так это то, как автор, оживляя своих героев, проявляет жизненную позицию, решает вечные вопросы, какие чаще всего предлагает своим героям обстоятельства, какие выходы из сложных ситуаций эти герои находят (конечно, с помощью автора-творца).

Итак, напомню, что любой автор оказывается в своем творчестве вовлеченным в художественный процесс, который состоит из ряда звеньев. Действительность-художник-произведение-чита тель-действительность.

И вечный вопрос: может ли художник изменить действительность? Изменить – вряд ли, а вот повлиять на наше восприятие самих себя и окружающей действительности – очень даже может!

Здесь уместно несколько слов сказать о стиле, поскольку именно в нем проявляется та самая авторская индивидуальность.

Стиль – это характерная манера индивидуального литературного произведения, в которой осуществляется авторское самовыражение.

Стиль – комбинация многообразных факторов: типичные синтаксические структуры, излюбленный или необычный словарь, художественные приемы, выбор темы, отношение к ней.

Если все эти факторы присутствуют в ваших произведениях – вы вполне удачный автор.


4. Современная литература и ее пути к читателю

О, какие сегодня это разные пути! Остался, конечно, классический – купить книгу в магазине. Но насколько обогатилась жизнь в современных книжных магазинах, где к нашим услугам и специализированные выкладки, и встречи авторов с читателями, тематические недели, круглые столы. По-прежнему пресса пишет о книгах.

Книгу можно найти и прочитать в Интернете.

Интенсивное развитие получает сейчас аудиокнига.

Можно читать авторов в Интернете на литературных сайтах и порталах.

И все это для того, чтобы мы легче могли выбрать произведения, которые сегодня нам особенно интересны.

Правда, здорово?


5. Современный автор-прозаик. Его путь в литературу.

Можно попробовать задать провокационный вопрос: стало ли труднее современному автору? Только в этом вопросе мало смысла. Потому что с одной стороны, кажется труднее, а с другой стороны, если учесть, насколько упростился доступ к информации, даже и полегче.

Смысл в ответе – автору всегда было трудно добраться до читателя. Это всегда отнимало время, силы и нервы. И будет отнимать. Это – часть процесса, которая называется литературным творчеством. Поскольку состоит оно не только из написания.

Строго говоря, путь остался прежний – через редактора, издателя. Это такая вечная связка, когда один не может без другого, как бы трудно им вместе не было.

Даже писатели, успешно выросшие из Интернета, все равно оказываются «пришвартованными» к какой-либо серии в каком-либо издательстве.

Насколько трудно попасть к читателю, издавая произведения самому, за счет автора – многие из нас знают не понаслышке. И дело не столько в необходимости вкладывать свои деньги, сколько в невозможности таких книг попасть в распространение.

В чем сегодня особенная трудность дороги к читателю? Пожалуй, в серийности. В это есть и минусы, и плюсы. Минус, конечно, в том, что трудно обратить внимание конкретно на себя в рамках серии, но ведь многим это удается. Минус в том, что формируется определенное отношение к творчеству автора именно в рамках этой серии. А плюс в том, что на первом этапе автору очень крепко помогут приобрести опыт написания объемных произведений. Это очень важно!

Конечно, есть и будут авторы «штучные», внесерийные, с которыми работают так называемые редакции спецпроектов. Но здесь, чтобы в автора поверили, хорошо предлагать как минимум две (уже написанные) книги с приложением третьей в заявке.

Если раньше авторы-прозаики «выходили» к отдельным книгам через публикации в «толстых» журналах, то сейчас это практически невозможно.

Да и коммерческие требования объема крепко вышли сейчас на первый план. По-прежнему рассказ остается самым невостребованным жанром.

И, пожалуй, в самом трудном положении сегодня находятся детские авторы… Ведь дети долго вынуждены доверять выбору своих родителей, а до тех, занятых зарабатыванием денег, ох, как трудно достучаться. Особенно неизвестному автору. Да и программы продвижения детской литературы гораздо сложнее именно из-за наличия посредников в виде родителей или учителей.


6. Современный издатель.

Вопрос: легко ли сегодня печатать и продавать книги, вызывает истерический хохот у различных сотрудников издательств, будь то редактор, рецензент, маркетолог-аналитик, бренд-менеджер или руководитель службы сбыта.

Им трудно! И это правда! Но они печатают и продают, значит, в целом, все в порядке.

Трудно выбрать нового автора, трудно пробиться в книжные магазины, в регионы.

Слишком, говорят, требовательным стал читатель. Пожалуй, верно. Мы ведь, как читатели – ох, какие требовательные.

Слишком обширно информационное поле, что плодит авторов-конкурентов со скоростью звука. Только появилось что-то новое, необычное… Не успел автор хотя бы третью книгу написать, а в соседнем издательстве уже произвели пять книг в аналогичной серии… Идеи теперь не только носятся в воздухе, они еще и размножаются со скоростью звука. А сколько вы, спрашивают они, способны книг на одну и ту же тему прочитать за месяц, а за год? Вот так-то… А мы все это изучаем, просчитываем, рискуем… Ищем…

И судя по количеству книжных новинок – находят.


7. Современный автор-драматург.

Здесь буквально несколько слов. Драматургия жива, развивается. Находится в весьма сложном положении. Драматурги вспоминают, что когда-то пьесы Симонова печатались в передовице газеты «Правда». Можно ли сегодня такое предположить? Вряд ли. Да и вряд ли можно договориться, какую газету сегодня считать центральной.

Выходит журнал «Современная драматургия», проходят фестивали.

По мнению специалистов, в Интернете драматургия свое развитие не получает. В отличие от прозы и поэзии.

В центре сюжетов, по-прежнему, любовь и деньги.


8. Оценка современной литературы.

Здесь тоже отметим главное. По-прежнему вечным спросом пользуются и будут пользоваться любовные романы и детективы. Большой интерес отмечается и к фантастике. С интересом следят специалисты за бурным развитием фэнтези. Огромное пространство для фантазии и творчества авторов, поскольку имеется некоторая кажущаяся легкость в самом жанре. Достаточно взять немного магии, некий странный артефакт, впаять все это герою по его воле или случайно. Снарядить гоняться за артефактом еще несколько редисок – и вперед: отправляйте своего героя в прошлое, в будущее, в мифы и т.д. Насчитывается великое множество разновидностей фентэзи и географическое, и историческое, этническое, мифологическое (разве что фентэзи легкой промышленности еще нет, но все впереди). Фантастам с более строгими канонами жанра работать гораздо сложнее. Поскольку они должны в своем произведении создать конкретный мир со всеми сложными структурами, целями и задачами существования, подвергнуть этот мир угрозе (внешней или внутренней), привести к катастрофе или поднять на другую ступень развития.

Серьезный интерес отмечают руководители книготорговых предприятий к литературе исторической и политической.

Маркетологи констатируют резкое снижение читательского интереса к гламуру.

Сегодня издательства ищут семейные саги, романы о жизни простых людей и сами отмечают, что привычка «серийности» сильно затрудняет работу в этом направлении.

Так называемым романам-боевикам тоже все сложнее предлагать читателям новых необычных героев.

Но все вышеперечисленное сегодня пользуется спросом, а что будет дальше, мы с вами скоро узнаем сами.


9. Менеджмент и маркетинг в современной литературе.

Оставим за кадром бизнес-процессы издательского дела. Это огромная тема. Поговорим о том, насколько важно сегодняшнему автору ориентироваться в основных понятиях.

Автор, когда он уже написал свое произведение, так или иначе, становится сам себе менеджером и сам себе маркетологом.

Умение оценить свое положение на сегодняшнем рынке, понять и сформулировать цели как стратегические так и сиюминутные – это крепкая гарантия собственного развития, защита от депрессии и кажущейся беспомощности. Важна каждая формулировка, как та, которая находится в глубинах подсознания, так и та, которую автор наиболее часто озвучивает.

Искусство самопрезентации, общения, умения работать в команде, умение анализировать информацию, корректировать собственные цели и задачи – это инструменты, которыми весьма интересно пользоваться.


10. Взгляд в будущее.

Самое интересное, да? Делать прогнозы? Кто этим чаще всего занимается? Конечно, литературоведы и критики. Оставим литературоведов с их фундаментальными трудами и зачастую совершенно не понятными терминами. Чуть-чуть о критике, которая литературе ровесница и давным-давно выделилась в самостоятельный жанр.

Критика – анализ, интерпретация, понимание произведения. Критика- организатор художественно-творческого процесса, влияющий на все его звенья и на характер взаимодействия между ними.

Критики – это вовсе не «несостоявшиеся авторы». Это очень талантливые люди с сильными аналитическими способностями, обладающими огромной информацией и умеющие ярким, образным языком поделиться своими мыслями по поводу произведения. Вот что говорил о критиках Поль Валери: «Критик призван быть не читателем, а свидетелем читателя, тем, кто следит за ним, когда он читает и чем-то взволнован».

Результатом работы критика является, как правило, рецензия. Рецензия – это жанр критики: газетный или журнальный отклик на художественное произведение с целью его оценки или разбора. Как правило, главным объектом внимания критиков является художественная концепция произведения. То есть семантическое (смысловое) содержание художественного текста, которое должно быть интерпретировано и оценено.

Обобщая то, что нас волнует при чтении, оценивая произведения и делясь своими оценками, критики и исследователи составляют разные прогнозы.

Я хочу поделить прогнозами достаточно давно услышанными, что не мешает им из-за давности продолжать производить на меня впечатление.

Когда я училась в Литературном Институте, наш преподаватель по современной литературе нас приветствовал «здравствуйте, будущие классики!». Нас это забавляло, а он как-то пояснил: «Я почему стараюсь как можно больше вложить в ваши головы знаний? Потому что у вас впереди очень высокая планка. Вы знаете, что нашу литературу изучают во всем мире, что есть целые научные институты и центры. Так вот, одна группа ученых сделала следующий прогноз. Двадцать первый век будет веком Достоевского…»

Дело было в 1994‑м году, и мы мало поверили в его слова. Двадцать первый век только начался, а посмотрите – какой интерес, сколько экранизаций. Сбывается, похоже.

А преподаватель продолжил: «А чтобы вы не чувствовали, что вам достанутся высокие требования, я вам скажу, что тем, кто будет писать после вас, будет еще сложнее. Потому что двадцать второй век станет веком Горького. А это уж вообще дай Боже величина».

Вот на этой оптимистической ноте мне и хочется закончить эту аннотацию.