27 Авг 2015
Ирина Шухаева. Цикл программ о Николае Некрасове

Ирина Шухаева. Цикл программ о Николае Некрасове

Ирина Шухаева. Мотивы лирики Николая Некрасова. Статья по авторской программе из цикла
“Современная народность творчества Николая Некрасова”.

Здравствуйте, уважаемые зрители. С вами Ирина Шухаева. Мы продолжаем говорить об основных мотивах лирики Николая Некрасова.

Сегодня мы с вами остановимся более подробно на женских образах, на образах современных Некрасову женщин, не только женщин, но и мужчин. Потому что в некоторых моментах будет понятно, какую жизнь они проживали, рядом с какими господами. И к чему они стремились, и как это все происходило, и каковы были предсказания поэта.

Поговорим немного снова об отношении Некрасова к самому себе, к своей музе, к тому, каким должен быть поэт, гражданин. Кто должен писать для людей и как это должно выглядеть? Что происходит в современном ему литературном мире, что пишут — это немножечко такая будет затравка. Потому что когда я буду вам рассказывать о значении сатиры  в творчестве Некрасова, я как раз буду приводить очень много примеров, стихотворений, описывающих работу цензора, описывающих издательский процесс. Описывающих, что и как происходило, как читала публика, как разносили газеты. Какова была та жизнь тогда.

И мы с вами увидим, как много похожего сегодня. По ощущениям Николая Некрасова засилие глянцевой прессы было на Руси уже в середине XIX века, и никак не является это сегодня прямо уникальной отличительной чертой нашего дня. Ничего подобного — все это уже было, как обсуждались скандалы, высмеивались «звезды». Как вышучивались авторитеты. Как распространялась клевета. Все происходило точно так же.

Поэтому мы говорим, что лирика Некрасова сегодня актуальна, современна и народна, потому что она призывает, даже не призывает, она передает ту  любовь автора, с которой было все это описано. Да это так, да, это больно, да, это трудно, да, это грязно, но это мое, это мои люди, это моя страна. Нужно искать выходы, нужно становиться лучше, чище. Нельзя спать, нельзя гоняться только за деньгами.

Нужно думать о тех трудных сторонах жизни, которые Николай Некрасов и его муза, которая в его время, можно сказать, существовала, как такое просто отдельное существо, описали в произведениях. Муза как живое существо —  потому что во всех доносах цензоров речь шла, в основном, о музе Николая Некрасова, которая продолжала сочувствовать бедным, призывать к революции. И, вообще, активничает в своей гражданской позиции. То есть, как будто музу можно было отдельно от Некрасова арестовать, обуздать и попросить писать о чем-нибудь более приличным, чем о страдании стариков,  старух, детей, женщин, ремесленников,  банкиров.

Он сам говорил, что «я умею в жизни во всем видеть драму». И на самом деле он блестяще драматичен и потрясающе сюжетен во многих своих стихотворениях. Те несколько стихотворений, которые я вам успею сегодня немножко почитать и посвященных его великим современникам, можно спокойно заучивать, как биографию. Все понятно и основной перечень заслуг, и основные события в жизни.

Итак, продолжаем дальше знакомиться с основными мотивами лирики Некрасова и его лирическими героями.  Для начала приведу вам высказывания самого Некрасова из его знаменитой работы «Русские второстепенные поэты». «Отдельно стихов выходит очень мало; лучшие журналы наши вовсе не печатают стихов; стихотворения, помещенные в журналах второстепенных, большею частью тоже посредственные». И вообще очень забавно в этой статье Некрасов делает вывод, что вообще русская поэзия  умирает, если уже не умерла.

Весьма забавно читать это сегодня, когда понимаешь, что русскую поэзию хоронили уже столько раз, что это уже стало некоторой доброй традицией. Каждое поколение, начиная создавать свой какой-то творческий пласт для культурной истории страны, заявляет о том, что сегодня все как никогда плохо. Спокойно, товарищи, давно уже все было и казалось плохо, а на самом деле все нормально, просто так идет процесс.

Итак, возвращаясь к женским образам, Николай Некрасов очень любит писать о женщинах, делая и прогнозы, и выводы. В знаменитом стихотворении «Тройка» он говорит:

«Ждет тебя много попреков жестоких,

Дней трудовых, вечеров одиноких:

Будешь ребенка больного качать,

Буйного мужа домой поджидать,

Плакать, работать — да думать уныло,

Что тебе жизнь молодая сулила,

Чем подарила, что даст впереди…

Бедная! лучше вперед не гляди!»

И все эти выводы, обращения к молодым женщинам он делает на основании того, что много общался с женщинами взрослыми, со старухами,  с крестьянками или с пожилыми женщинами в городе. Откуда он и понимает, что у радующихся жизни молодых девушек, в общем-то, ничего веселого впереди нет.

Знаменитое стихотворение Некрасова «Арина, мать солдатская». По воспоминаниям его сестры, написанное, как теперь говорят, основанное на реальных событиях. И когда Николай Некрасов работал над этим стихотворением, он несколько раз специально ходил в деревню к этой Арине, чтобы не потерять никаких деталей, чтобы правильно передать глубину ее горя. Потому что этот  контраст, он постоянно идет, что мало того, что плохо жить, когда все живы, но когда умирает сын, вот тогда женщина начинает понимать насколько реально все стало плохо.

«Восемь лет сынка не видела,

Жив ли, нет — не откликается,

Уж и свидеться не чаяла,

Вдруг сыночек возвращается.

Вышло молодцу в бессрочные…

Истопила жарко банюшку,

Напекла блинов Аринушка,

Не насмотрится на Ванюшку!

Да недолги были радости.

Воротился сын больнехонек,

Ночью кашель бьет солдатика,

Белый плат в крови мокрехонек!

Говорит: «Поправлюсь, матушка!»

Да ошибся — не поправился,

Девять дней хворал Иванушка,

На десятый день преставился…»

«…И опять молчит несчастная…

— Не молчи — развей кручинушку!

Что сгубило сына милого —

Чай, спросила ты детинушку?-

«Не любил, сударь, рассказывать

Он про жизнь свою военную,

Грех мирянам-то показывать

Душу — богу обреченную!

Говорить — гневить всевышнего,

Окаянных бесов радовать…

Чтоб не молвить слова лишнего,

На врагов не подосадовать,

Немота перед кончиною

Подобает христианину.

Знает бог, какие тягости

Сокрушили силу Ванину!»

И дальше из стихотворения мы узнаем, что всего лишь перед самой смертью, когда померещилось Ванюшке облегчение, падая, произнес он: «Ваше благородие». И Арина, и все читающие понимают, что забит был солдат, пришел увеченным не в бою, нигде, а в муштре, в беспределе армейском того времени, потеряла старуха сына. Но кто скажет, что, к сожалению, сегодня это не актуально, не современно и не отражает народного горя, горя матерей потерявших своих детей? Правильно – отражает, хотя написано больше 150 лет назад.

Знал Николай Некрасов женщин не только деревенских, не только крестьянских. Он прекрасно знал быт, городской быт, помещичий. И то, что страдали у него все женщины по-разному, это точно. И есть стихотворение у него, которое называется «Дешевая покупка» или «Петербургская драма».  Распродают имущество, барину цены «по барабану», барыня торгуется, мучается. Автору интересно понять, в чем дело.

«…Только у няни глаза заслезилися:
"Вот и с приданым своим мы простилися!"-
Молвила няня...
"Какое приданое?"
- "Всё это взял он за барышней нашею,
Вместе весной покупали с мамашею;
Как любовались!..."
И тут автор делает открытие: вот оно в чем дело - она прощается со своими мечтами, со своим образом жизни.
«…Девственной мысли, мечты обольстительной,

Там совершается торг возмутительный.

Как еще можешь сдержать ты рыдания!

В очи твои голубые, красивые

Нагло глядят торгаши неприветные,

Осквернены твои думы стыдливые,

Проданы с торгу надежды заветные!..

Няня меж тем заунывные жалобы

Шепчет мне в ухо: “Распродали дешево –

Лишь до деревни доехать достало бы.

Что уж там будет? Не жду я хорошего!

Барин, поди, загуляет с соседями,

Барыня будет одна-одинехонька.

День-то не весел, а ночь-то чернехонька.

Рядом лесище — с волками, с медведями…»

И автор стихотворения расчувствовался настолько, что было бы еще чуть-чуть, и он пишет: «Чуть денег не одолжил». А он сам торгаш, то есть образ такой  лирический, герой – образ автора. Он ходит туда торговать, потому что отдают дешево. И ему очень интересно, почему барыня так отчаянно торгуется, почему она такая печальная?

Ну, все понятно — это мамашиными усилиями замуж была выдана, однако промахнулись. У Некрасова вообще очень много, касаемо городской жизни, неприглядные таких вот взаимодействий между матерью и дочерью. Когда именно мать толкает дочь либо замуж, куда не нужно… Либо просто на распутную дорогу. Именно эти женщины вызывают у Некрасова сильное негодование. Так что о женщинах Некрасов писал о разных, не только о крестьянках. Образы блистательные жен декабристов и тему отношения Николая Некрасова к восстанию декабристов и к тому, что происходило после, мы с вами рассмотрим отдельно. И конечно поэму «Русские женщины» тоже разберем.

Но есть еще и другая картина современности. Это сейчас я буду вам рассказывать о стихотворении «Балет». Обязательно найдите возможность его прочитать, потому что там ярко показаны те особенности лирики Некрасова, сочетающие в себе, казалось бы, не сочетаемое.

«Есть в России еще миллионы,

Стоит только на ложи взглянуть,

Где уселись банкирские жены,-

Сотня тысяч рублей, что ни грудь!

В жемчуге лебединые шеи,

Бриллиант по ореху в ушах!

В этих ложах — мужчины евреи,

Или греки, да немцы в крестах.

Нет купечества русского (стужа

Напугала их, что ли?). Одна

Откупщица, втянувшая мужа

В модный свет, в бельэтаже видна».

И дальше  Николай Некрасов быстро рассказывает историю о том, что весь Петербург обсуждает, как она закладывает украшения, валяется в ногах у ростовщика но, тем не менее, выводит себя и мужа блистать в свете, настолько ей это дорого, что:

«Готова бы с бешеным волком

Покумиться, – чтоб снова блистать…»

«…Вообще в бельэтаже сияло

Много дам и девиц красотой.

Очи чудные так и сверкали,

Но кому же сверкали они?

Доблесть, молодость, сила – пленяли

Сердце женское в древние дни.

Наши девы практичней, умнее,

Идеал их – телец золотой,

Воплощенный в седом иудее,

Потрясающем грязной рукой

Груды золота…»

Интересное стихотворение такое многослойное. Стужа, дикая стужа, знать едет в театр на премьеру, на бенефис. Половина из них ничего не понимает, ни в музыке, ни в балете. Ну, вот показали друг друга, причем, описывая музыку, действия на сцене он становится таким светлым, таким сентиментальным. Потом описывает общество так жестко, категорично, сатирично. Параллельно тому, как кто-то сидит в балете, есть те, кому по нужде необходимо зарабатывать копейку и просто по образу жизни, и в этой страшной стуже тянутся обозы крестьянские. Как они идут, что они при этом поют, что они думают. Эти вот песенные мотивы, как альтернатива тому искусству,  которая только что была описана  в начале стихотворения.

Это стихотворение очень яркий пример того, что говорят литературоведы о Некрасове. Что он позволял себе в одном стихотворении соединить и лирику, и сатиру, и гражданские мотивы. Да, действительно он высказывал такое отношение к явлению в полном объеме так, как он это видел.

Возвращаюсь опять к теме старух. Очень забавное стихотворение «О чем думает старуха, когда ей не спиться». Они не только теряли детей, они живут у него полной жизнью в его произведениях.

«В позднюю ночь над усталой деревнею
Сон непробудный царит,
Только старуху столетнюю, древнюю
Не посетил он.— Не спит,
Мечется по печи, охает, мается,
Ждет — не поют петухи!
Вся-то ей долгая жизнь представляется,
Все-то грехи да грехи!
«Охти-мне! часто владыку небесного
Я искушала грехом:
Нутко-се! с ходу-то, с ходу-то крестного
Раз я ушла с пареньком
В рощу... Вот то-то! мы смолоду дурочки,
Думаем: милостив Бог!
Раз у соседки взяла из-под курочки
Пару яичек... ох! ох!
В страдную пору больной притворилася —
Мужа в побывку ждала...
С Федей солдатиком чуть не слюбилася...
С мужем под праздник спала.
Охти-мне... ох! угожу в преисподнюю!
Раз, как забрили сынка,
Я возроптала на благость господнюю,
В пост испила молока,—
То-то я грешница! то-то преступница!
С горя валялась пьяна...
Божия матерь! Святая заступница!
Вся-то грешна я, грешна!..»

Насколько образ жизни старухи показан в перечислении ее грехов. Так они и жили. И, наверное, и сегодня мающиеся бессонницей часто перебирают свои собственные грехи и воспоминания. Вы посмотрите, каким простым и понятным языком делает это Николай Некрасов. И не случайно в своей работе о Некрасова Василий Розанов напишет, что его стихи запоминались наизусть страницами. И при этом никто не прикладывал  особенных усилий.

Но напомню вам, конечно, знаменитое:

«В полном разгаре страда деревенская…»

Доля ты! – русская долюшка женская!

Вряд ли труднее сыскать.

Не мудрено, что ты вянешь до времени,

Всевыносящего русского племени

Многострадальная мать!»

Действительно, много писал Некрасов  о женских страданиях. При этом знаете, как бы ни самозабвенно в этом ковыряясь, а показывая, что это та часть вот внутренней силы, которая действительно русским женщинам была свойственна, но и как мы все сегодня думаем еще и осталась. Поди-ка с нашими невзгодами справься, когда муж лежит на диване, тоже же трудно.

Несколько буквально строчек успею вам привести из жизни журналов и о работе цензоров, как тогда исправляли рукописи.

«- Ужасаюсь, читая журналы!

Где я? Где? Цепенеет мой ум!

Что ни строчка — скандалы, скандалы!

Вот взгляните — мой собственный кум

Обличён! Моралист-проповедник,

Цыц!.. Умолкни, журнальная тварь!..

Он действительный статский советник,

Этот чин даровал ему царь!»

Дальше послушайте, как исправляли тексты во времена Николая Некрасова.

Так храня целомудрие прессы,

Не всегда был, однако, я строг.

Если б знали вы, как интересы

Я писателей бедных берег!

Да! меня не коснулись упреки,

Что я платы за труд их лишал.

Оставлял я страницы и строки,

Только вредную мысль исключал.

Если ты написал: “Равнодушно

Губернатора встретил народ”,

Исключу я три буквы:“ра — душно”

Выйдет… что же? три буквы не счет!

Если скажешь: “В дворянских именьях

Нищета ежегодно растет”,-

Речь идет о сардинских владеньях”-

Поясню, — и статейка пройдет!

Точно так: если страстную Лизу

Соблазнит русокудрый Иван,

Переносится действие в Пизу –

И спасен многотомный роман!

Незаметные эти поправки

Так изменят и мысли, и слог,

Что потом не подточишь булавки!

Да, я авторов много берег!»

«Любовь и Труд — под грудами развалин!

Куда ни глянь — предательство, вражда,

А ты молчишь — бездействен и печален,

И медленно сгораешь от стыда.

И небу шлешь укор за дар счастливый:

Зачем тебя венчало им оно,

Когда душе мечтательно-пугливой

Решимости бороться не дано?..»

Тут, конечно, несколько слов еще нужно сказать, что разбирая стихотворение Некрасова, следует помнить о серьезных его собственных проблемах со здоровьем. И уже о такой финальной тяжелой болезни. Добавить бы, конечно, к женским образам стихотворение, посвященное его второй жене Зине – простой девушке, которая была сильно его младше. И, тем не менее, всю себя посвятила его, как сказать, поддержке его в его творчестве.

Много стихов ей посвящено. Некрасов часто пишет сам себе, превозмогая трудности, недуги и стараясь работать. И настолько тоже это честно, просто и искренне, что он всегда говорил:

«Помогай же мне трудиться, Зина!

Труд всегда меня животворил.

Вот ещё красивая картина –

Запиши, пока я не забыл!

Да не плачь украдкой! Верь надежде,

Смейся, пой, как пела ты весной,

Повторяй друзьям моим, как прежде,

Каждый стих, записанный тобой.

Говори, что ты довольна другом:

В торжестве одержанных побед

Над своим мучителем недугом

Позабыл о смерти твой поэт!»

Девушка была деревенская, звали ее Фекла Анисимовна Викторова. Это сам Некрасов переименовал ее в «Зину». И опять же привожу вам фрагмент о том, каким видел Некрасов образ, так сказать, своих современников, которые сдались и не стали бороться.

«Прилично сдержан, строго важен,

Как бы невольно молчалив,

Я был бездействуя отважен,

Безмолвствуя — красноречив!

Являлся я живой картиной –

Гляди, любуйся, изучай!»

Это интересный цикл Николая Некрасова из «Песен о свободном слове». Ну, практически, все наши современники, все наши моральные споры, нравственные искания по поводу того каким сегодня должен быть гражданин, о чем говорить, о чем молчать, все это уже прекрасно описал Николай Некрасов и оставил нам в помощь… Чтобы мы могли как-то сверить координаты и дальше подумать. Блестящая череда портретов современников осталась в его творчестве. Это и стихотворение посвященное Белинскому

«Наивная и страстная душа,

В ком помыслы прекрасные кипели,

Упорствуя, волнуясь и спеша,

Ты честно шел к одной высокой цели;

Кипел, горел — и быстро ты угас!»

Совсем другое стихотворение было написано на смерть Шевченко.

«Всё он изведал: тюрьму петербургскую,

Справки, допросы, жандармов любезности,

Всё — и раздольную степь Оренбургскую,

И ее крепость. В нужде, в неизвестности

Там, оскорбляемый каждым невеждою,

Жил он солдатом с солдатами жалкими,

Мог умереть он, конечно, под палками,

Может, и жил-то он этой надеждою.»

Показывал Некрасов характер  разных людей. И тоже знаменитое его стихотворение «Памяти Добролюбова».

«Суров ты был, ты в молодые годы

Умел рассудку страсти подчинять.

Учил ты жить для славы, для свободы,

Но более учил ты умирать.

Сознательно мирские наслажденья

Ты отвергал, ты чистоту хранил,

Ты жажде сердца не дал утоленья;

Как женщину, ты родину любил,

Свои труды, надежды, помышленья

Ты отдал ей; ты честные сердца

Ей покорял. Взывая к жизни новой,

И светлый рай, и перлы для венца

Готовил ты любовнице суровой…»

Мы говорили уже о том, что понятие народности, особенно для русской литературы, обязательно включает любовь к Родине. И вот такую мы рассмотрели небольшую галерея современников, есть еще стихи посвященные Салтыкову-Щедрину и многим другим.

Отношение к Некрасову  у современников было очень разным. Он был слишком успешен, как издатель. Он был сильно талантлив, как писатель. Многим хотелось видеть в нем только редактора, издателя, но он прекрасно при этом писал сам. Личность сложная, противоречивая, с условными моментами нравственности (когда жил он долго с Авдотьей Панаевой). Мы поговорим об этом, когда будем говорить о прозе. Они много вместе писали романов, поддерживая журналы. Он был общественным деятелем. Он выдерживал атаки на «Современник» и потом на «Отечественные записки». И, тем не менее, вот о лучших людях он оставил такие прекрасные поэтические портреты. Жаль, что в этом цикле у нас с вами не будет отдельной программы о современниках Николая Некрасова.

Посмотрите все стихотворения, они названы. Какая колоритная картина жизни. И еще успеваю вам немножко рассказать о том, что любил Николая Некрасов детей крестьянских. Много написал для них и о них произведений и говорил в детских глазах:

«В них столько покоя, свободы и ласки,
В них столько святой доброты!
Я детского глаза люблю выраженье,
Его я узнаю всегда.
Я замер: коснулось души умиленье...»
И, детально описывая, как живут дети и, желает им сохранить эту поэзию детства в трудной жизни.
Хочу закончить программу, это мы все знаем: «Откуда дровишки?"- "Из лесу, вестимо…» Самый известный фрагмент, но давайте почитаем чуть-чуть дальше.
«На эту картину так солнце светило,
Ребенок был так уморительно мал,
Как будто всё это картонное было,
Как будто бы в детский театр я попал!
Но мальчик был мальчик живой, настоящий,
И дровни, и хворост, и пегонький конь,
И снег, до окошек деревни лежащий,
И зимнего солнца холодный огонь -
Всё, всё настоящее русское было,
С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы,
Что русской душе так мучительно мило,
Что русские мысли вселяет в умы,
Те честные мысли, которым нет воли,
Которым нет смерти - дави не дави,
В которых так много и злобы и боли,
В которых так много любви!»

Удивительно от сцены про мальчика, который везет лошадь, Некрасов в нескольких строках переходит к содержанию русских мыслей о том, сколько в них много любви.

Читайте Николая Некрасова. Наша программа на сегодня закончена. Всего доброго, до свидания.

СМОТРЕТЬ ПРОГРАММУ